Как связаны кораблестроение и космос? В истории Севмаша немало фактов, которые иллюстрируют эту взаимосвязь.
Имя Сергея Павловича Королева, одного из создателей советской ракетно-космической техники, широко известно не только в России, но и далеко за ее пределами. В 1950-х годах он не раз бывал на Севмаше. Сергей Павлович курировал создание на заводе первой в мире подводной лодки с баллистическими ракетами. По словам Иннокентия Бахтина, строителя этого корабля, Сергей Королев запомнился корабелам деловым, умным и настойчивым человеком. Дни и ночи он проводил за работой над первым в мире проектом ПЛ с баллистическими ракетами. На здании 22 цеха, где он трудился, установлена памятная доска.
С подводным флотом связан и первый космонавт Земли Юрий Гагарин. В декабре 1965 года он вышел в море на атомоходе проекта 675, построенном на Севмаше. После выхода состоялось его выступление перед подводниками флотилии, в ходе которого Юрий Гагарин так описал свои впечатления: «Ваши подводные лодки так похожи на космические корабли, а вы все – герои…». Говорил он и о том, что раньше тоже знал о нелегкой службе подводников, но не представлял всей ее сложности.
Июль 1998 года запомнился подводникам РПКСН «Новомосковск» особым заданием. С борта построенного в 1990-м году на Севмаше атомохода были выведены на низкую околоземную орбиту два немецких коммерческих микро-спутника Tubsat-N. Это был первый в истории освоения космического пространства вывод спутников на околоземную орбиту со стартом ракеты из-под воды. Подводная лодка располагалась в акватории Баренцева моря. Спутники, разработанные Берлинским техническим университетом, были выведены на орбиту с помощью ракеты-носителя «Штиль». С российской стороны проект поддержали конструкторское бюро имени Макеева, Военно-Морской флот, Министерство экономики РФ, Российское космическое агентство. Этот пуск стал первым в истории российского флота коммерческим космическим стартом.
Космонавт Валерий Рождественский, побывавший на орбите на корабле «Союз-23» в октябре 1976 года, писал: «Что объединяет военных моряков и космонавтов, роднит их профессии? Взять хотя бы самое простое – термины. Полет осуществляется в космическом корабле. У нас есть такие понятия, как «звездоплавание», «космоплавание». При стыковке на орбите – причаливание. Во время этой операции мы тщательно исследуем переходные люки, как, к примеру, при работе водолазов с экипажем подводной лодки. В дальних полетах космонавты, подобно морякам, надолго отрываются от дома, от родной земли. Знают, что такое риск, умеют быть мужественными, владеть собой. Если заставляет обстановка, сами справляются с необходимым ремонтом. И моряки, и космонавты никогда не унывают, сохраняют бодрость духа в самых трудных ситуациях. Но главное, конечно, - постоянная нацеленность на максимум дела, на выполнение любого сложного задания».
Непосредственно на Севмаше за 80-летнюю историю верфи побывали 10 космонавтов. В феврале 2018 года предприятие посетил Герой России, летчик-космонавт Анатолий Иванишин. Впечатлившись предприятием, он признался, что до этого никогда не сталкивался так близко со сферой кораблестроения, но считает Севмаш «грандиозным предприятием, крайне нужным нашей стране».
Пресс-служба АО "ПО "Севмаш"
фото из архива |