ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ

ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Cкачать: журнал "Завод" №8 (декабрь 2023 года)

Cкачать: журнал "Завод" №7 (декабрь 2022 года)

Cкачать: журнал "Завод" №6 (декабрь 2021 года)

Cкачать: журнал "Завод" №5 (декабрь 2020 года)

Cкачать: журнал "Завод" №4 (декабрь 2019 года)

Скачать: журнал "Завод" №3 (декабрь 2018 года)

Скачать: журнал "Завод" №2 (декабрь 2017 года)

Скачать:  журнал "Завод" №1 (декабрь 2016 года)

Первой атомной – 55 лет Печать
17.12.2013 17:57

Сегодня, 17 декабря 2013, исполнилось 55 лет со дня создания первой отечественной атомной подводной лодки К-3 (с 1962 года – «Ленинский комсомол»).  Эта дата стала началом атомной эры в кораблестроении.

 

В 1953 году Правительство страны приняло решение о развертывании строительства опытной АПЛ и последующих серийных кораблей в Северодвинске на стапелях завода № 402 Министерства судостроительной промышленности  СССР, известного сегодня как ОАО «ПО «Севмаш». В то время это было одно из самых молодых предприятий судостроительной промышленности страны, но уже обладавшее современным технологическим оборудованием, совершенными технологиями и кадрами, получившее значительный опыт строительства для ВМФ больших охотников, эскадренных миноносцев, линкоров, крейсеров и ДЭПЛ нескольких проектов.

Почти все поступающее в цех оборудование грузилось прямо с «колес» на АПЛ для монтажа. Работы велись круглосуточно. Строительство было завершено в рекордно короткие сроки за 3 года. 4 июля 1958 года академик Анатолий Петрович Александров, находившийся на пульте управления главной энергетической установки  сделал историческую запись в вахтенном журнале пульта: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар». От набережной Севмаша начался отсчет морских миль советского атомного подводного флота, начались ходовые испытания первого в Советском союзе корабля с атомной энергетикой. И в декабре 1958 года лодка К-3 была передана Военно-морскому флоту страны.

Сегодня на Севмаше прошло торжественное собрание, посвященное знаменательному событию,  в котором приняли участие руководство и ветераны ОАО «ПО Севмаш», представители ОАО «СПМБМ «Малахит»,  ОАО «ЦС «Звездочка», ОАО «СПО «Арктика» и др. Почетным гостем собрания стал Радий Анатольевич Шмаков – главный конструктор атомных лодок I и II поколений (ОАО «СПМБМ «Малахит», г. Санкт-Петербург).

«Это был первенец атомного флота - достижение и нашего конструкторского бюро, и всех предприятий-контрагентов, и, конечно, Севмаша, - подчеркнул в своем выступлении Радий Шмаков.  – Наша АПЛ превзошла первую американскую подлодку по скорости и по глубине погружения. Это была победа не только трудовых коллективов предприятий, но и всей нашей промышленности, науки, страны».

«Сейчас на стапелях завода строятся и проходят испытания в море корабли 4-го поколения, - отметил начальник отдела строителей Севмаша Николай Семаков. – 21 декабря мы будем передавать флоту АПЛ 4-го поколения «Александр Невский». На очереди – АПЛ «Северодвинск», «Владимир Мономах». Конечно, эти лодки более совершенные, большая работа проведена в части развития радиоэлектронных способов вооружения, система управления вышла на абсолютно новый уровень. И все-таки новые методы обработки стали, применение новых материалов, нержавеющие титановые спецсплавы – это все было сделано вами, ветеранами, строителями АПЛ первого поколения. А нам остается только совершенствовать и модернизировать ваши разработки во славу российского флота и атомного кораблестроения».

 

Для справки:

24 сентября 1955 года в атмосфере строгой секретности состоялась закладка первой торпедной атомной подводной лодки с ядерной энергетической установкой проекта 627. Через три года АПЛ была передана ВМФ в опытную эксплуатацию, в 1962 году получила название «Ленинский комсомол». За постройку корабля и высокое качество работы завод № 402 (ныне Севмаш) был награжден орденом Ленина. Большая группа работников, участвовавших в строительстве, удостоена орденов и медалей. Всего на стапелях Севмаша построено 13 АПЛ этого проекта. На их счету более 90 автономных плаваний и первый поход подо льдами к Северному полюсу.

 

 

Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш»,

фото из архива ОАО «ПО «Севмаш».

 

 
 
 

Сайт рзработан PAPAFERD