55 лет назад, 31 декабря 1969 года, в состав Военно-морского флота вошла самая скоростная атомная подводная лодка в мире проекта 661 К-162 («Золотая рыбка»). Уникальный атомоход был построен на Северном машиностроительном предприятии. Рекорд скорости, установленный АПЛ, не превзойден до сих пор ни одним флотом мира.
Постановление о создании скоростной подводной лодки проекта 661 К-162 было принято в 1958 году. Правительственное задание выполняли более 400 организаций.
В этом проекте были реализовано много революционных идей, главная из которых – корпус из титанового сплава. Он был гораздо прочнее, что позволяло увеличить глубину погружения корабля. Кроме того, титан практически не подвержен коррозии.
Строительство АПЛ велось в цехе №42 Севмаша. Работы требовали аккуратности, точности и соблюдения безукоризненной чистоты.. На испытаниях атомной подлодки был установлен рекорд скорости. В Москву была отправлена шифровка: «Докладываем: «Голубая лента скорости в руках советских подводников».
После подписания приемного акта АПЛ выполнила проверку скорости хода на мерной миле на полной мощности энергетической установки. Атомоход установил абсолютный рекорд подводной скорости – 44,7 узла. Свои уникальные боевые качества корабль продемонстрировал при выполнении боевого задания в Атлантике. АПЛ проекта 661 длительное время преследовала ударный авианосец США. Создание атомной подводной лодки проекта 661 открыло новую эпоху в судостроении.
Интересные факты об АПЛ проекта 661 К-162 – в инфографике журнала «Завод» №8
Документальный фильм «Опередившая время» на Rutube - смотреть здесь
Пресс-служба АО «ПО «Севмаш»
Фото из архива |